img

Тест 100 бензина,Киев

04.06.2019
Протестировано 2 АЗС
img
Тест топлива провела команда сайта CARtaUA - сервис поиска АЗС, акций автосервисов и автособытий.

Два месяца назад наша команда проводила тестирование 92-го бензина. Теперь подошло время выяснить вопрос о соответствии нормативным требованиям АИ-100. Эта марка горючего оказалась в наличии только на двух автозаправках Киева таких популярных брендов: WOG и UPG. Поскольку в конце 2017 года наша команда уже проводила сравнительные тесты топлива АИ-98 и 100 этих АЗС сетей, мы решили повторить процедуру оценки качества. Наше желание продиктовано несколькими весомыми причинами.

Во-первых, понадобилось обновить предыдущие результаты полуторагодичной давности. Тогда мы проверили образцы с пяти заправок. Лидером по октановому числу оказался не 100-й, а 98-й бензин, взятый на АЗС UPG, у которого показатель октанового числа составил 101,9. Применялся моторный метод, зафиксировавший полученный результат. Показатели октанового числа на АЗС ВОГ не дотянули до 100 полторы единицы.

Мы отдаем себе отчет, что это связано с незначительными допустимыми погрешностями измерения при проведении лабораторных исследований, поэтому повторная проверка призвана подкорректировать результаты. Стоит также уточнить, нарушений и отклонений от нормы ДСТУ у АЗС WOG не было, поскольку нет специальных технических требований ДСТУ для АИ-100. Отклонения определялись по заявленной марке АИ - 98, согласно которой октановое число не должно составлять менее 98 единиц при тестировании исследовательским методом и 88 – при моторном способе проверки.

Также нам стало известно, что по прошествии времени на заправках бренда UPG появилось топливо АИ-100. Данное топливо поставляется из Мозырского НПЗ. Как нам стало известно на нефтеперерабатывающем заводе в г. Мозырь открыли линию производства АИ-100 поэтому возникло 3 вопроса:

  1. Если 98-й бензин, привезенный с Мозырского НПЗ, достиг в 2017 году показателя в 101,9 единиц, тогда какое же итоговое значение достанется сотому?
  2. Стал ли АИ-100 лучше или хуже 98-го?
  3. Возможно ли, что маркетологи постарались, чтобы под видом АИ-100 реализовывалась младшая марка топлива? Ведь разница в цене составила 1 гривну 10 копеек между 32,80 грн. (100) и 31,70 (98) состоянием на 29.05.2019.

Для объективного и честного сравнения наши сотрудники осуществили забор образцов для анализа на АЗС WOG – единственного конкурента UPG в данной товарной категории ГСМ. Хотим отметить, как и в случае с АЗС UPG, топливо АИ-100 на АЗС ВОГ так же поставляется с Мозырского НПЗ.

Топливо WOG оказалось самым дорогим на рынке – 35,49 гривны состоянием на 29.05.2019 что на 2,69 гривны дороже выбранного нами конкурента. Соответствует ли цена качеству продукции? Интересно будет проверить это экспериментальным способом.

Во-вторых, нас, как и украинских автолюбителей, обеспокоило сообщение о поставке на НПЗ в городе Мозырь крупной партии некачественной нефти. Результатом стала полная остановка белорусских производственных мощностей на месячный период! Нам не удалось вовремя взять пробы АИ-100 для тестирования, пока образцы были доступны, поэтому пришлось подождать возобновления поставок из Беларуси.

Пару дней назад, 29 мая 2019 года стало известно, что произошла отгрузка оптовым потребителям первой партии топлива. Наша команда незамедлительно приступила к реализации задуманного. Образцы были взяты для теста. Посмотрим, не напрасно ли автовладельцы дожидались запуска линии на НПЗ в Мозыре. Несмотря на повсеместный дефицит, на заправках сети ВОГ перебоев с предложением АИ-100 не замечалось!


Процедура забора образцов для лабораторных тестов

Отбор образцов проходил в стандартном порядке. Мы взяли две одинаковые канистры, пронумеровали емкости, чтобы исключить предвзятое отношение или необъективность результатов со стороны штатных сотрудников лаборатории. В письменных паспортах качества также указывались номера канистр, а не торговые марки продавцов. Каждый образец тестировали на соответствие техническому регламенту, подробно изложенному в положениях ДСТУ 7687:2015. Исследования проводили в стенах ООО «Глобус-Петролеум», которое хорошо известно нашим постоянным читателям по предыдущим тестам. Неоднократное сотрудничество с этим исследовательским центром заверило в том, что специалисты знают свое дело, выполняют работу ответственно, делают точные выводы и заключения.


Образец № 1 – UPG (улица Здолбуновская 16)

Заправка соседствует с крупной транспортной артерией города на территории Дарницкого района Киева. Неподалеку находится железнодорожная станция «Дарница». На АЗС работает 10 заправочных колонок и одна для автомобилей на газу. Просторная парковка, кафетерий и место для семейного отдыха – дополнительные бонусы. Во время общения персонал заправки был приветливым. Без дополнительных расспросов нам показали сопроводительную документацию на последнюю привезенную партию. Рост популярности заправки связан с появлением редкого АИ-100, который последний раз доставили 29 мая этого года.

Результаты исследований. Все показатели соответствуют норме. Детонационная стойкость октанового числа превышает нормативные показатели. Содержание серы почти в четыре раза меньше максимально допустимого размера. Удельная часть бензола составляет 0,21 %, при верхней планке в 1 %.

Образец № 2 – WOG (Днепровская набережная, 16 Б)

АЗС давно привлекла наше внимание. Именно на этой заправке проводился забор образцов топлива в 2017 году. Повторное тестирование подтвердит или опровергнет предыдущие показатели. К услугам автовладельцев 12 заправочных бензиновых колонок и одна газовая. Продуманная инфраструктура, кафетерий и вместительная парковка – привлекательный стимул заехать, чтобы подзаправиться. У персонала не возникло вопросов о правомерности предоставления документации, подтверждающей происхождение горючего. Мы сфотографировали паспорта качества на партию, привезенную 20 мая этого года.

Результаты исследований. Ключевые показатели в норме. Параметры октанового числа выше нормативов ДСТУ 76487:2015. Удельный вес серы в три раза меньше допустимого уровня. Незначительное количество ароматических углеводов и бензольных составляющих подтверждает заявленное производителем качество продукции.

Итоговые выводы тестирования АИ-100

Результаты анализа химических показателей свидетельствуют о том, что оба образца топлива обязаны своим происхождением одному белорусскому заводу. Отличия настолько несущественны, что не возникает вопросов о месте производства продукции. Итоговые заключения и цифры в паспортах качества подтверждают соответствие нормативам, прописанным в ДСТУ 7687:2015. Отклонения не выявлены.

Удивление вызвал тот факт, что в паспортах лаборанты указали не точное октановое число, а "больше 100,5 единиц". Мы выяснили у работников лаборатории причину, почему в обоих случаях не указано точное октановое число, ведь два года назад октановое число сотрудники центра указали точно. Оказалось, что технологическое оборудование рассчитано на определение граничного показания октана в 100,5. Чтобы выяснить точный уровень, потребовалось дополнительно нагрузить лабораторное оборудование до критического предела, чего оператор оборудования делать в данном тесте не стал в целях сохранения дорогостоящей техники. Как объяснили сотрудники лаборатории, в прошлый раз точные показатели октанового числа были исключительным случаем.

Значительные отличия в цвете топливной консистенции, которые отчетливо видны на фотографиях с колбами, не свидетельствуют об отклонениях или нарушениях технологии производства. Изготовители добавляют красящий пигмент, чтобы собственная продукция отличалась от конкурентов. Разница в цвете связана с суммарными затратами на логистику, обслуживанием оборудования и иных составных факторов.

Обе разновидности топлива АИ-100 на заправках UPG и WOG оказались почти идентичными по химическому составу и качеству, но с ценовой разницей в 2,69 гривен за литр. Положительные моменты заключаются в точности сведений, указанных в первоначальных заводских паспортах качества, сфотографированных на АЗС.

Норма по ДСТУ WOG, Днепровская набережная, 16б UPG, улица Здолбуновская

Детонационная стойкость

октановое число по исследовательскому методу
95 >100,5 >100,5
октановое число по моторному методу 85 90,0 90.1

Фракционный состав

объемная доля испарения при температуре 70°
20.0-50.0 23 21
при температуре 100° 46.0-71.0 50 47
при температуре 150° 75.0 87 85

Температура выкипания конечная

°С, не выше 210°
210 196 200

объемная доля остатка после выкипания,

% не более 2
2 1 1,0

Содержание серы

мг/кг, не более Євро 5
10 3,07 2,7
Євро 4 50 3,07 2,7
Євро 3 150 3,07 2,7

Объемная доля углеводородов,

% не более ароматических для Евро 5, 4 (для Евро 3)
35(42) 24,0 22,6

Объемная доля бензола,

% не более
1 0,25 0,21

Массовая доля кислорода

% не больше для бензина Е5, Е7 (Е10)
2,7(3,7) 2,04 2,04

Объемная доля кислородсодержащих соединений,

% не более метанол
3.0 0,0 0,0
(Био) этанол для бензинов Е5 / E7 / E10 5/>5-7/>7-10 0,0 0,0
изопропиловый спирт для бензинов Е5 / E7 (E10) 10(12) 0,0 0,0
изобутиловый спирт для бензинов Е5 / E7 (E10) 10(15) 0,0 0,0
третбутилововый спирт для бензинов Е5 / E7 (E10) 7(15) 0,0 0,0
эфиры (С5 и выше) для бензинов Е5 / E7 (E10) 15(22) 11,8 11,1
другие добавки соединения с температурой конца кипения не выше 210 ° С для бензинов Е5 / E7 (E10) 10(15) 0,0 0,0
Другие тесты топлива
Другие тесты