Тест топлива провела команда сайта CARtaUA - сервис поиска АЗС, акций автосервисов и автособытий.
В копилку нашей компании добавился еще один тест горючего. В этот раз выбор пал на дизельное топливо, которым заправляются столичные автовладельцы. Пользователи сайта давно хотели получить достоверную информацию о качестве и кондиционности этого вида горючего, поскольку дизель занимает почетное второе место по популярности использования после 95-го бензина.
Цели и специфика оценивания дизтоплива
Эксплуатация автомобилей с дизельными двигателями – экономный и универсальный вариант для скоростной езды по загородным магистралям и поездок по городским улицам. С наступлением холодов становится актуальным вопрос температуры замерзания топлива или экстремального изменения предельной температуры фильтруемости.
Согласно действующим нормативам Украинского законодательства, с 15 ноября каждого года заправки обязаны сливать «летний» дизель в резервуары на хранение для замены на зимнюю модификацию. Это обусловлено понижением температуры до нулевой отметки. Летнее дизельное топливо не рассчитано на заморозки, поэтому автовладельцы могут не завести автомобиль из-за кристаллизации топливной смеси в фильтре.
Образцы, отобранные на популярных АЗС, тестировались по следующим критериям:
Температура вспышки – воспламеняемость или способность к воспламенению в камере сгорания при температуре не ниже +55°С, согласно стандарту качества по ДСТУ. Этот показатель не является определяющим, но для повышения эксплуатационных характеристик моторного отсека предпочтение отдается топливу, у которого более высокая температура вспыхивания горючей смеси. При этом не допускаются отклонения от норм безопасности.
Минимально допустимая или предельная температура фильтруемости (ПТФ) – свойства дизельного топлива, указывающие на минимальный температурный предел для прохождения консистенции через специальные фильтры. Если 20 см3 жидкости фильтруется дольше 60 секунд, то речь идет о потере нормативной способности к фильтрации. Пиковая температура свидетельствует о низкотемпературных показателях горючего, которые разнятся в зависимости от летнего (-5°С) или зимнего (-20°C) сезона, а также арктического (-30°С) установленных для разных климатических зон.
Содержание серы – процентное соотношение сернистых соединений в горючем. При максимальной очистке дизтоплива сера остается, поэтому уменьшение массовой доли такого химического элемента свидетельствует о сернистой или малосернистой модификации топлива. При сгорании горючей смеси образовываются серный и сернистый газы. Объем этих летучих веществ зависит от первоначального содержания серы. Вследствие наличия агрессивных веществ, ускоряется газовая коррозия при повышении температуры в камере сгорания. При пониженном температурном режиме функционирования моторного отсека образовывается сернистая или серная кислота, которая разъедает корпус и детали. Сокращается жизненный ресурс двигателя, быстрее выходят из строя запчасти и расходные материалы. Нормативный показатель серы не должен превышать 10 мг/кг.
С учетом вышеприведенных исходных факторов, наша команда поставила такие цели исследования дизельного топлива:
Выявить самое морозоустойчивое дизтопливо.
Установить опытным путем кондиционность отобранных образцов по нормативам ДСТУ.
Определить соответствие реальных характеристик заявленным параметрам, указанным в паспортах качества, взятых на АЗС.
Выявить какие типы ДТ поставляются на заправки в зимний сезон.
Планируя тест, в первую очередь была цель протестировать самое морозостойкое дизельное топливо. Мы знали, что некоторые из сетей предлагают «арктический» дизель, а также, что с 15го ноября все АЗС обязаны перейти на зимний вид ДТ. И если честно, мы думали, что все АЗС уже привезли все необходимое топливо. Но в процессе теста все оказалось не так просто и понятно. С самого начала все пошло хорошо и на первой же станции мы нашли «арктический» дизель. Но на этом «арктическая» история заканчивается. На других АЗС такого топлива не было. Одни АЗС говорили, что они его заказали и ожидают, другие, что привезут, когда придут настоящие холода. Ну не отменять же тест из-за этого… Лучше, попозже сделаем дополнительный, отдельно по «Арктике». По итогу, в проводимом нами тесте участвует один образец арктического топлива, остальные – обычное зимнее, ПТФ которого по стандарту ДСТУ должна быть не выше -20°C.
Лабораторным испытаниям подверглись такие сетевые автозаправки Киева:
«WOG» – улица Изюмская, 2;
«ОККО» – улица Владимира Брожка, 21;
«Glusco» – бульвар Дружбы Народов, 40а;
«UPG» – улица Здолбуновская, 16;
«Socar» – улица Сортировочная, 24;
«КЛО» – Днепровская набережная, 17;
«УкрАвто» – проспект Бажана, 19;
«БРСМ» – улица Светлая, 1.
Стоимость одного литра дизтоплива в день забора проб составила, в гривнах:
«WOG» – ДТ+ Mustang – 30,79;
«ОККО» ДТ Евро – 29,49;
«Glusco» – ДТ Maxx – 29,85;
«UPG» – ДТ Евро – 25,90;
«Socar» – Diesel NANO Extro – 31,49;
«КЛО» – ДТ Ventus Diesel – 29,99;
«УкрАвто» – ДТ+ – 33,69;
«БРСМ» – ДТ Euro+ – 25,99.
Забор образцов для лабораторного тестирования
Наша команда не отходила от устоявшейся традиции проведения лабораторных тестов. Топливо мы заливали в металлические канистры, которые пронумеровали от 1 до 8. Сотрудникам независимой лаборатории не сообщалась информация о происхождении содержимого канистр. Перед лаборантами «Глобус-Петролеум» поставили задачу по определению ключевых параметров по стандартам ДСТУ, которые относятся к ДТ для зимнего времени года.
Чтобы иметь представление о времени изготовления и химическом составе топлива, мы сфотографировали паспорта качества каждой партии завезенного на АЗС дизтоплива. На фотографиях можно увидеть всю техническую информацию о доставленном на автозаправку горючего.
Даты изготовления топлива представлены в том порядке, как были пронумерованы канистры:
«WOG» – 19.11.2019;
«Окко» – 19.11.2019;
«Glusco» – 28.11.2019;
«UPG» – 12.11.2019;
«Socar» – 29.11.2019;
«КЛО» – 23.11.2019;
«УкрАвто» – 27.10.2019;
«БРСМ» – 30.11.2019.
Операторы тестируемых АЗС с любезностью предоставили сопроводительные бумаги, и не препятствовали фотографированию документов. Было приятно видеть, что сотрудники ничего не скрывают, любезно предоставляют свободный доступ к общедоступной документации.
Крупнейшая автозаправочная станция в Украине. С этой АЗС началось наше тестирование. На АЗС уже завезли арктический вид дизельного топлива, показатели которого соответствуют нормативным требованиям (не више -30°С). Сделали забор проб, чтобы выяснить технические параметры. Хотя это только один образец артики, цена топлива WOG ДТ+ Mustang средняя среди тестируемых заправок, интересно что покажет лабораторный тест.
Итог лабораторных тестов:
По итогам тестирования никаких отклонений не было выявлено. Вместо заявленного порога температуры фильтруемости в -45°С в паспорте топлива, образец топлива в нашем тесте показал показатель -40°C, что на 30% лучше нормы ДСТУ для «арктического» топлива. На рекламной баннерной растяжке, размещенной на стелле, указана температура - 40°С, что полностью соответствует действительности.
Чтобы выяснить возможности лаборатории, исключив ошибки в измерениях, мы попросили лаборантов уточнить максимально возможный показатель определения температуры фильтрации. Лаборатория ответила, что тест будет проходить до -68 градусов. А это значит, что показатель минус 40°С - достаточно точный расчет компании WOG, который полностью оправдал себя.
Серы оказалось в два раза ниже допустимого уровня и на 1,3 мг/кг меньше, чем в паспорте качества, предоставленном работниками заправки. До нарушения нормы в 10 мг/кг еще далеко. На пять градусов выше оказалась температура вспышки: 60°С при требовании не менее 55°C по ДСТУ 7688.
На АЗС наши сотрудники обнаружили только зимнюю модификацию дизеля, арктической разновидности на заправке не оказалось. При заявленных -20°C, предельная температура фильтрации (ПТФ) оказалась ниже, что гарантирует работоспособность мотора при значительном понижении температурного режима эксплуатации.
Вспышка топливной смеси была зафиксирована при температурном показателе в 60°C (в паспорте 59°C).
Результат показателя ПТФ составил -28°C при минимально допустимых не выше -20-ти градусов.
Содержание сернистых примесей не превышает 4,5 мг/кг, что чуть больше, чем в два раза лучше показателя нормы, согласно требованиям ДСТУ 7688. В паспорте АЗС показатель серы был заявлен 8мг/кг.
Раньше эта сеть автозаправок называлась ТНК, но даже после ребрендинга преобразившиеся АЗС оправдывают доверие автовладельцев. Результаты тестирования превзошли смелые ожидания, а достойные показатели положительно скажутся на работоспособности автомобиля.
Итог лабораторных тестов:
температура вспыхивания смеси: 60°С (при заявленом в паспорте 66°С);
показатель ПТФ был равен: -24°C (при заявленом в паспорте: -22°С);
уровень серы: 5,2 мг/кг (при заявленом в паспорте: 7,1 мг/кг).
Относительно молодая сеть заправочных станций составляет достойную конкуренцию непревзойденным лидерам украинского рынка. На заправках UPG продается эксклюзивный бензин марки 100, которого не найдешь на других АЗС. Эта приятная мелочь придется по сердцу тем, кто выбирает мощное октановое число для своего железного коня.
Как мы выяснили, персонал автозаправки готов к поступлению партии арктического дизеля. Поставка планируется на то время, когда столбик термометра опустится к отметке десяти градусов ниже нуля. Тестируемый образец показал премиальные характеристики для зимней модификации дизельного топлива. Менеджеры заверили, что последняя поставка – это обычный «зимний» дизель, не «арктика». Но по итогам теста выяснилось, зимнее топливо UPG по проверяемым нами характеристикам вполне бы соответствовало типу «арктика».
Результаты тестирования:
температура вспыхивания: 62°С (при заявленом в паспорте 62,5°С);
ПТФ: -32°С (при заявленом в паспорте: -23°С)
Процентное соотношение серы: 4,0 мг/кг (при заявленных 9 мг/кг).
Сокар - сеть азербайджанских АЗС, которые медленно, но уверенно задают тренд «красивой» АЗС.
Перед началом забора топлива нас приятно удивил профессионализм персонала. На вопрос заправщику «Какой дизель на «Socar» самый морозостойкий?» заправщик рассказал практически о всех паспортных данных топлива и разъяснил, какие присадки добавлены в сравнении с обычным дизелем. Несмотря на то, что «сокаровское» зимнее топливо с названием Diesel NANO Extro не самое дешевое на рынке, оно соответствует установленным нормам, не нарушая показателей стандарта качества ДСТУ. Нужно отметить, показатели из проводимого нашей командой теста очень похожи с данными паспорта качества топлива с АЗС.
Итог проведения независимого теста:
температура вспышки: 59°С (при заявленом в паспорте 60,5°С);
ПТФ: -24°C (при заявленом в паспорте -24°С);
содержание сернистых веществ: 6,1 мг/кг (при заявленом в паспорте 7,3 мг/кг).
На АЗС нам предоставили сразу два паспорта качества на такие разновидности дизеля:
ДТ «Ventus»;
ДТ «Евро».
Перед забором пробы наши сотрудники решили уточнить у заправщиков и кассиров, какой дизель является самый морозостойкий, в данной ситуации нам сказали, что «Ventus»! Но после просмотра паспорта топлива с АЗС цифры говорили обратное: у обычного дизеля температура замерзания оказалась выше! При этом само топливо дешевле, если посмотреть цены на топливо КЛО. Показатели ПТФ в паспортах были указаны: -23°С для ДТ «Ventus», -32° для ДТ «Евро». Также присмотревшись внимательно к показателям, было обнаружено, что в паспорте ДТ Евро используются результаты из 2 лабораторий:
Показатели качества вынесенные согласно паспорта качества «№ 2144 ТОВ «ВЦ ПММ» м. Киев от 02.11.2019;
Показатели качества вынесенные согласно паспорта качества заводской лаборатории ВАТ «Мозирский нафтоперерабатівающий завод» от 23.11.19 р. №1645
Для уточнения информации в паспортах наши сотрудники обратились к кассиру. Девушка попросила несколько минут для уточнения информации. После звонка кассир ответила нашим коллегам, что более морозостойкий является всё-таки ДТ «Ventus»!
К сожалению нашим сотрудникам не удалось в этот раз протестировать сразу 2 вида ДТ представленого на заправке КЛО, но мы обязательно вернемся к этому вопросу в следующем нашем тесте. Так как нас интересует действительно ли обычное ДТ+ из Мозырского завода имеет более низкий показатель ПТФ чем более дорогого ДТ «Ventus», завезенного из Литвы.
Учитывая полученную информацию для тестирования было выбрано ДТ «Ventus», как более подходящее под зимние условия топливо, согласно рекомендациям сотрудников АЗС.
Подведение итогов
Показатели ДТ «Ventus» оказались в пределах допустимого. Исходя из действующих стандартов качества:
Вспышка: 62°С (при заявленом в паспорте 67°С);
ПТФ: -27°C (при заявленом в паспорте -23°С);
Сера: 6,6 мг/кг (при заявленом в паспорте 8,5 мг/кг).
АЗС расположена на одном из наиболее загруженном кольце столицы. Скорее всего, увеличенная пропускная способность сказалась на стоимости горючего, которая на момент забора проб составила 33,69 гривны. Не самая низкая стоимость.
Результат исследования топлива:
температура вспыхивания: 57°С (при заявленом в паспорте 58.5°С);
ПТФ-показатель: -20°C (минимум для «зимы») при заявленном в паспорте -19°C ;
содержание серы: 5,4 мг/кг (при заявленном в паспорте 7,9 мг/кг).
Крупная АЗС расположена на кольце столицы в направлении Борисполя. Клиентам предоставляется на выбор 2 вида «зимнего» дизеля Евро и ДТ Euro+. Цены на БРСМ оказались одними из наиболее низких среды тестируемых образцов.
Итог лабораторного теста:
температура воспламенения: 57°С (при заявленом в паспорте 67°С);
показатель фильтрации: -32°C (при заявленом в паспорте -34°С);
масса серы: 4,9 мг/кг. (при заявленном в паспорте 6,3 мг/кг);
Достойные параметры, никаких критических замечаний!
Комплексное подведение итогов проверки качества ДТ
Цифры говорят сами за себя. Дизель, который принимал участие в независимом тестировании, соответствует требованиям и государственным стандартам ДСТУ. Дизельное топливо не замерзает при понижении температуры до минусовой двадцатиградусной отметки.
Автолюбители самостоятельно выбирают понравившиеся АЗС, а проведенные исследования гарантирует работоспособность двигателя на морозе, если залито горючее с одной из проверенных АЗС столицы. Машина заведется! Окружающей среде будет нанесен минимальный вред, поскольку содержание серы находится в границах допустимого.
Норма по ДСТУ
БРСМ, ул. Светлая, 1
УкрАВТО, проспект Бажана, 19а
КЛО, Днепровская набережная, 17
SOCAR, Днепровская набережная, 17
UPG, улица Здолбуновская
Glusco, бульвар Дружбы Народов, 40а
ОККО, улица Владимира Брожко, 21
WOG, улица Изюмская, 2
Температура вспышки в закрытом тигле
°C, не нижеЄвро 5
55
57
57
62
59
62
60
60
60
Євро 4
55
Євро 3
40
Предельная температура фильтруемости
°C, не вышеЛетний
минус 5
минус 32
минус 20
минус 27
минус 24
минус 32
минус 24
минус 28
минус 40
Зимний
минус 20
Арктический
минус 30
Содержание серы
мг/кг, не болееЄвро 5
10
4,9
5,4
6,6
6,1
4,0
5,2
4,5
4,7
Євро 4
50
Євро 3
350
Понравилось? Поделись с друзьями:
Поделись:
ПОДЕЛИТЬСЯ
Тест дизельного топлива в Киеве может пригодиться вам и вашим друзьям. Поделитесь им удобным для вас способом: