Важные показатели качества топлива, о которых нужно знать

Наша команда периодически тестирует образцы топлива, чтобы определить уровень качества бензина на заправках Украины. Иногда водителям сложно самостоятельно понять, что означают цифры в паспортах качества: октановое число, концентрация серы, соотношение углеводородов, бензольная составляющая и другие. Мы решили разобраться в вопросе, выделив и предоставив вам подробную информацию о наиболее важных характеристик химического состава топлива. Вам будет легче разобраться в показателях свойств топлива и о том как они отражаются на работе моторного отсека при отклонениях от нормы ДСТУ.

Октановое число

Этот показатель влияет на воспламенение горючего при повышении давления. Чем выше октановое число, тем меньше двигателю требуется бензина для получения мощности. Низкооктановые бензины при преждевременном самовозгорании вызывают детонацию и посторонние стуки внутри цилиндров, так как в современных автомобилях ЭБУ (электронный блок управления) настроен на смешивание воздух/топливо 95 бензина. Для безопасного использования автомобилем бензина 95Е (на спирту) требуется перенастройка ЭБУ или автомобиль с опцией Flex-Fuel.

Использование бензина с заниженным октановым числом приводит к следующим последствиям:

  • прогорают газораспределительные клапана, поршни и кольца;
  • понижается мощность автомобиля, повышается расход;
  • преждевременно изнашиваются расходные материалы;
  • увеличивается дымность, не до конца сгорает топливо.

Чтобы продлить срок службы узлов и агрегатов топливной системы, лучше заливать горючее, которое рекомендует автопроизводитель. Это написано на крышке горловины бензобака. Уровень октанового числа не зависит от страны, где был произведен бензин, и должен соответствовать следующим показателям:

  • Для 92 бензина исследовательским методом показатель должен быть равен – 92, моторным – 82,5;
  • Для 95-го бензина норма октанового числа 95 исследовательским методом, и 85 по моторному методу;
  • Для 98 по исследовательскому методу – 98, моторным – 88.

Фракционный состав

Показатель, определяющий количественное содержание фракций, выкипающих в определенных температурных пределах. Время полного испарения углеводов разное. Одни улетучиваются быстрее, другие медленнее. В бензине содержатся разные категории этих летучих веществ. Скорость выкипания химических компонентов влияет на запуск и синхронную работу цилиндров без детонации.

Соотношение тяжелых и легких фракций влияет на такие показатели:

  • время разогрева после старта;
  • полноту сгорания топливной смеси;
  • мощность и приемистость автомобиля;
  • износ деталей которые влияют на работоспособность двигателя.

Нарушение нормативного баланса приводит к ухудшению работы, уменьшению испаряемости в холодное время года. Из-за завышенного количества тяжёлых фракционных составляющих образовываются паровые пробки в топливопроводах, что приводит к частым остановкам двигателя.

Согласно ДСТУ испаряемость тестируется в 3х диапазонах температур: 

  • 70с. 20-50%;
  • 100с. 46-71%;
  • 150с. 75%;

Температура конечного кипения 210с. Во время тестирования показатели указываются в процентах, а температура кипения – в градусах.

Концентрация серы

Этот показатель характеризует количество всех сернистых соединений в бензине, которые при сгорании образуют кислородные соединения серы. Использование топлива с завышенным показателем серы приводит к коррозии металлических деталей двигателя. Что в свою очередь ускоряет разрушительные процессы блоков цилиндров и приводят к нарушению целостности конструкции. Также при выпуске отработанных газов повреждаются системные агрегаты и катализаторы.

Среди наиболее частых проблем можно выделить:

  • ухудшение ГСМ двигателя, возможны задиры на стенках цилиндров;
  • отложения серы на клапанах и поршнях;
  • коксовка поршневых колец, масло съемных колец;
  • увеличение токсичности выбросов.

Предыдущие стандарты регулировали и ограничивали удельную часть серы до уровня 0,015 %. По нормативу Евро-4 произошло трехкратное уменьшение коэффициента – 0,005 %, а по Евро-5 – до 0,001 %.

Процентное соотношение углеводородов

Углеводороды искусственно поднимают октановое число, тем самым повышают их детонационную стойкость. Наибольшую детонационную стойкость имеет бензол. Если количество таких веществ превышено, то увеличивается слой нагара, деформируются и изнашиваются резиновые уплотнители, пластмассовые патрубки, а также детали из пластика. Ароматические углеводороды растворяют и разъедают перечисленные материалы. Их максимальная концентрация для Евро-4 и Евро-5 составляет 35 %, а для Евро-3 – 42 %.

Бензольная составляющая

Бензол повышает токсичность топлива и выхлопных газов. Этот ароматический углевод приводит к образованию нагара внутри двигателя. По стандартам, действующим в прошлом, порог для 95-го бензина составлял 5 % бензола. Европейские стандарты ДСТУ требуют уменьшения удельной части бензола до 1 %.

Кислородсодержащие соединения

Молекулы простых эфиров и спиртов содержат кислород. Эти альтернативные разновидности топливного сырья получают из сжиженного газа, чёрного угля, растений и остатков продукции нефтяной промышленности. Нормативные добавки таких веществ повышают качество бензина. Улучшаются моющие характеристики и производительность горения. Образуется меньше нагара на блоке цилиндров.

Запрещено добавлять в бензин метанол в больше 3% по ДСТУ. Биометанол и различные технические спирты не должны превышать концентрацию 7-15 %.

Мы постарались ознакомить вас с основными показателями, которые упоминаются в большинстве проверках топлива. Делайте правильный выбор! Заправляйтесь только качественным топливом. 

Мы открылись!

Запуск карты автомобильных сервисов Украины!

подробнее